Я вырос в семье летчика и все мое детство было связано с авиацией, мой отец даже участвовал в полетах на дрейфующие полярные станции. Повзрослев, я увлекся парапланерным спортом и организовал спортивный клуб в г.Якутске, которым руководил около 10 лет. Но после переезда из Якутска полеты пришлось оставить на длительный период…
К сожалению, парапланерный спорт является довльно опасным. Надежность параплана очень и очень сильно зависит от метеоусловий: турбулентность, ветер и т.п. Сам купол параплана (то есть крыло) в полете под действием набегающего потока держит форму, но если набегающий поток нарушился (турбулентность, потеря скорости, штопор и т.д.), крыло сразу «превращается» в кучу ткани или тряпку… и крыла больше нет! Если Вы просто планируете с горы вниз в спокойную погоду, тогда опасность минимальная. Но кто же захочет останавливаться на планирующих полетах с горы или лебедки? Поэтому как правило, все парапланеристы постепенно переходят сначала к парящим полетам в динамических потоках, затем в термических…
После создания своей семьи, рождения ребенка и переезда в Санкт-Петербург парапланерный спорт пришлось оставить, в том числе, из-за большого риска для здоровья. Но я сразу же начал скучать по небу! И позже опять стал задумываться о полетах. Больше всего меня манили именно парящие полеты. Поскольку дельтаплан считается экстремально опасным спортом, поэтому выбор небольшой: планер или параплан. Но полеты на планере были только в мечтах… это было не по карману.
И вот наконец, после переезда в Канаду, эти мечты можно превратить в реальность. Здесь сначала начал летать мой сын, чаще всего на планере, т.к. он состоит в Воздушных Кадетах Канады. А сегодня настала и моя очередь!
Я хочу похвастаться и поделиться с Вами своими ощущениями после моего первого полета на планере, а первые ощущения как правило всегда правдивые.
Итак, после прибытия на аэродром, инструктор Марк начал водить меня вокруг планера и объяснять что мол это вот крылья, а это хвост… После того как я выразил свое удивление увидев что крыло на планере имеет профиль Эпплера[1], инструктор подозрительно посмотрел на меня и спросил о моем опыте в авиации. Я не стал лукавить и рассказал ему вкратце, на что он ответил: «ну тогда что-же мы ходим тут вокруг, садись в кабину».
В кабине он объяснил где и что находится. Объяснил где сброс фонаря, и что нужно будет прыгать с парашютом, если он скажет. На этом мы вместе посмеялись, т.к. об этом легче сказать чем сделать… 🙂 Помню, как в парапланерном клубе каждую весну, когда был снег, мы проводили тренировки по выбросу спасательных парашютов. Ну казалось бы что тут сложного, взял да выбросил. Но даже в этих идеальных условиях находишь неожиданные сюрпризы. Правда по настоящему выбрасывать спасательный парашют мне не приходилось. Когда он мне бы пригодился, у нас их еще не было (в СССР спорт только развивался), а когда появились, слава богу, не было ситуаций для этого.
После последней предполетной проверки, планер прицепили к самолету, мы взлетели и начали набор высоты.
Забыл сказать, что на аэродром я приехал со своими детьми, Аленом и Алисой. Они остались ждать меня внизу . А чтобы им не было скучно, по пути, мы купили две огромные порции мороженого 🙂
В кабине планера чувствуешь себя уверенно и безопасно, и я быстро к ней привык. Планер уверенно летит рассекая воздух, чувствуется что это, «настоящий» летальный аппарат и крылья у него жесткие 🙂
Сразу же после взлета, я понял, что после параплана не хватает чувства набегающего потока, обзора, свободы…. Даже окружающее пространство воспринимается как-то не так. Трудно объяснить, я бы сказал, что нет такого «грандиозного объема пространства вокруг тебя». Да, ощущения конечно не те… в этом плане планер очень сильно проигрывает!
Мы поднимаемся все выше и выше, летая большими кругами недалеко от аэродрома.
В аэроклубе в день пилоты делают в среднем два полета на планере.
Самолет буксирует нас на высоту 3000 футов (около 914, метров), как Вы видите на высотомере (фото внизу), скоро планер будет отцеплен. В ходе буксировки мы разговариваем о вариометрах, Марк рассказывает, что они обычно отключают звуковой вариометр со звуковым сигналом (находится справа), чтобы тот не «верещал» все время.
Ура! Свобода! Мы отцепили фал и буксировщик полетел на аэродром за другим планером. Сегодня к сожалению нет хорошей термической деятельности, облака также находятся очень далеко. Перед вылетом пилоты нам сказали что находили термик около поселка, у берега реки. Сейчас мы туда повернем и попытаемся его найти.
Мы все-таки нашли восходящий термических поток. Он оказался довольно узким (для планера) и это не удивительно, учитывая его скорость и радиус разворота. А вот для параплана этого термика хватило бы с лихвой. Нам удалось в нем покружиться около 10 минут и побороться за высоту. Восходящий поток слабоват и основное время мы ходим как говорят «в нулях», т.е. просто не снижаемся, но и высоту не набираем. В конце концов мы теряем восходящий поток и уже не можем его найти…
Больше нет высоты на поиск и обработку термических потоков, нужно продолжить наш полетный план. Следующее в нашем плане мое управление. Марк стабилизирует планер и передает мне управление. По его команде я делаю координированные развороты вправо и влево, лечу к аэродрому и начинаю заход на посадку по «коробочке». Планер слушается управления очень хорошо. Для меня оказывается сюрпризом: какой он чувствительный на управление! В первый раз я делаю крен слишком энергично, заваливая планер набок и инструктор сразу вмешивается. В отличии от крена и тангажа, на педали планер реагирует как-то вяловато. Усилие и ход ручки управления приблизительно можно сравнить с джойстиком Cyborg Evo Force.
Я включил свои часы GPS перед этим, чтобы посмотреть что выйдет из моих разворотов. Инструктор в моем первом полете не позволяет мне сделать четвертый разворот[1] и посадить планер, интересно почему? 😉 Что вышло из моего управления можете посмотреть на фото внизу (кроме последнего правого поворота перед посадкой).
После того, как Марк забрал у меня управление, я могу снова фотографировать. Мы уже заходим на посадку. Выпускаем шасси, правда это громко сказано, мы выпускаем единственное колесо под кабиной.
Ален прибывает лично к место посадки, чтобы проконтролировать буксировку планера 🙂
Я остаюсь в кабине, чтобы загрузить нос (чтобы было легче буксировать планер). Ален деловито усаживается в кабину со мной и «управляет планером» во время буксировки 🙂
Алисе тоже все очень интересно, когда прибываем на старт, она залазит в кабину и начинает все изучать.
Этот электрокар оставили включенным. Ален начал все исследовать и в конце концов нажал на педаль хода. Машина поехала, все присутствующие сначала были шокированы и стояли как вкопанные, а затем все вместе бросились останавливать электрокар. Ален скорее не испугался, а удивился, что ему удалось поехать.
Алиса тоже не сидела на месте и участвовала в жизни аэродрома, например сопровождала буксировку планеров после посадки.
Тем временем, после электрокара, Ален пытается завести этот трактор. По его мнению этот трактор сделан специально для детей.
Вот так и прошел мой первый полет на планере
и первый летный день в Канаде!
1 — Профессор Ричард Эпплер и его команда разработали множество профилей крыльев для использования в авиации, эти профили являются одними из лучших.
Представляю,как дух захватывает.Это великолепно!
Это точно! Правда не так дух захватывает как на параплане, но все равно замечательно!
Саша, молодец! Тоже когда-нибудь всерьез попробую на планере. Кататься — катался и даже рулили, но самостоятельно… Но это когда-нибудь, потому что сейчас весь в парапланах. Не отпускают. А по поводу опасности парапланеризма. Саша за это время техника несколько изменилась и в сторону лучших характеристик и в сторону надежности. Возвращайся в парапланеризм, приезжай в гости. Места у нас и для полетов, и для отдыха знатные!
Привет Сергей! Рад тебя видеть у нас на сайте! Как будет возможность, обязательно приеду.
Для посетителей нашего сайта, могу подтвердить, что там действительно замечательные места для отдыха и хорошее место для полетов. Также могу порекомендовать Сергея Жукарина как хорошего инструктора (именно он учил меня летать на параплане).
Сайт их клуба — ЗДЕСЬ.