Он никогда не был бездельником, не пребывал в томительной неге на диванах, имел «золотые руки» и умел многое. Болел очень редко потому, как сиротское детство и война дали ему «стальную» закалку, и даже в редкие дни плохого самочувствия у него был свой девиз: « Не можешь- вставай и иди, работай через «немогу»
Литваковский Алексей Петрович (19.03.1920 — 08.05.2005). Родился в Житомирской области, Вчерайшенского района селе Чернорудка, по национальности украинец.
Детство
Родителей своих не помнит, так как остался сиротой в 2 года. Его мать и отец в законном браке не состояли, поэтому он считался, как раньше было принято «незаконнорожденным». Мать (как звали не знаю) была красавица, умерла молодой от сибирской язвы.
Его воспитывал дядька. Отец, предположительно некий Кожемякин, помогал ему в юности, а также получить профессию шофера. Детство было очень трудным, поскольку чужой ребенок никому не нужен. Он пас скотину, часто на выгоне и ночевал, голодал, приходилось воровать у дядьки какую-нибудь еду.
Боевое крещение
В 19 лет, 15 мая 1939 года, был призван на военную службу и направлен в учебный отряд Черноморского флота, город Очаков, для получения военной профессии моториста. Второго октября 1939 года он принимает военную присягу при Учебном отряде и направляется служить во 2-ю бригаду торпедных катеров ЧФ в качестве моториста. Здесь его и застала война.
Когда фашисты перешли границу СССР и начались массовые бомбежки и захват территорий, торпедный катер под командованием капитана Шамборского, в составе команды находился моторист Литваковский, получает задание уничтожить новейшие, только что сошедшие со стапелей порта Николаев военные корабли, с тем, чтобы оккупанты не смогли их захватить.
Катер вышел к намеченной цели, но достичь ее не смог, так как по пути под шквальным огнем погибла почти вся команда, остались в живых только моторист и механик. Катер получил многочисленные пробоины потерял управление и стал тонуть. Чтобы облегчить вес катера моторист и механик решили сбросить торпеды (каждая весом 6 тонн). Им удалось сбросить торпеды в неизвестном и по сей день направлении. А неуправляемый катер понесло по Бугскому лиману, под обстрелом с двух сторон, на огромной скорости он выскочил на территорию пляжа и завалился на бок. К катеру подбежали наши военные, к счастью эта территория еще не была занята немцами. Таким образом дедушка получил серьезное боевое крещение и невероятное спасение.
В январе 1942 года его направляют на службу в Политуправление Черноморского флота. В Ростове он получает новехонькую машину марки Студебеккер, нашпигованную радио- аппаратурой и служит на ней шофером до сентября 1943 года. В сентябре 1943 года его направляют на службу шофером в 73-й зенитно-артеллерийский полк, а в феврале 1945 года в Управление гарнизона города Туапсе, где и застает его Великая Победа.
15 августа 1946 года, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР (от 20 марта 1946 г) он уволен в запас.
За участие в боях награжден медалью «За оборону Кавказа», а также награждался всеми последующими медалями к юбилейным датам Победы в Великой Отечественной Войне.
Послевоенные годы
После увольнения в запас до конца своей жизни проживал в городе Туапсе. Он работал шофером в автотранспортном предприятии — «Туапсинском городском грузовом автотранспортном предприятии» и восстанавливал разрушенное войной народное хозяйство. В 1948 году познакомился с Горожановой Ниной Ивановной. Они стали жить в гражданском браке, а 17 сентября 1966 года официально зарегистрировали брак.
В жизни Алексей Петрович был « правдорубом», никого не боялся, ни перед кем не пресмыкался, не заискивал перед начальством и на производственных собраниях открыто высказывал руководству причины недовольства рабочих. После его выхода на пенсию, коллеги по работе часто его вспоминали и говорили, что без Петровича коллектив осиротел и опустел.
Все свое свободное послевоенное время он посвящал любимому хобби: «реанимировал» к жизни замолчавшие радиоприемники и магнитофоны, не показывающие телевизоры. И со всего города к нему везли «больную» аппаратуру. Во дворе своего дома, в хозпостройке он оборудовал настоящую телерадиомастерскую, шутливо называвшуюся в семье «богодельней». Причем ремонтировал абсолютно бесплатно, потому, что занимался любимым делом, которое приносило ему глубочайшее удовлетворение. Он всегда выискивал литературу, схемы полупроводниковых и ламповых приборов, самостоятельно и добровольно их изучал и в них разбирался. Даже сделал станок для перемотки трансформаторных обмоток, и, считая витки, вручную занимался таким кропотливым трудом как перемотка трансформаторов. А уж в моторных двигателях внутреннего сгорания разбирался, как говорят, с «закрытыми глазами», поскольку перед войной в учебном отряде ЧФ получил профессию моториста. Дома, из двигателя бывшей кинопередвижной установки смонтировал стационарную пилораму, а из простого электродвигателя передвижную «циркулярку». И люди постоянно обращались к нему за советом и помощью. В настоящее время с такими талантами Алексей Петрович стал бы зажиточным предпринимателем. Он никогда не был бездельником, не пребывал в томительной неге на диванах, имел «золотые руки» и умел многое. Болел очень редко потому, как сиротское детство и война дали ему «стальную» закалку, и даже в редкие дни плохого самочувствия у него был свой девиз:
« Не можешь- вставай и иди, работай через «немогу».